Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 20 февраля 2012 года N 118
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики
- Общие положения
2. Цель Министерства
3. Задачи Министерства
4. Функции Министерства
5. Права Министерства
6. Организация работы Министерства
7. Заключительные положения
1. Общие положения
1. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Министерство) является центральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья граждан в Кыргызской Республике.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Министерство является юридическим лицом со своим наименованием на государственном и официальном языках, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и расчетные счета в Казначействе Министерства финансов Кыргызской Республики.
2. Цель Министерства
4. Целью работы Министерства является охрана и укрепление здоровья граждан в Кыргызской Республике. - Задачи Министерства
5. Задачами Министерства являются разработка и реализация государственной политики по:
- улучшению качества и обеспечению доступности населения к услугам здравоохранения;
- общественному здравоохранению;
- развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения;
- совершенствованию бюджетно-страховой медицины.
4. Функции Министерства
6. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
а) функции отраслевой политики:
- разрабатывает и реализует национальные, государственные и целевые программы в области охраны и укрепления здоровья, программы государственных гарантий, проводит мониторинг и оценку их реализации;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области здравоохранения и вносит их на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики;
- определяет объем и условия предоставления медико-санитарной помощи;
- проводит мероприятия по оптимизации и реструктуризации организаций здравоохранения;
- осуществляет мониторинг и оценку деятельности поставщиков медицинских и фармацевтических услуг, независимо от форм собственности;
- принимает участие в разработке и внедрении мероприятий по адаптации к глобальному изменению климата;
- обеспечивает деятельность Межсекторального координационного совета по защите здоровья граждан от вредного воздействия табака при Правительстве Кыргызской Республики;
- разрабатывает и реализует стратегию по профилактике инфекционных и актуальных хронических неинфекционных заболеваний;
- реализует политику в области формирования и исполнения консолидированного бюджета здравоохранения на программной основе;
- формирует и определяет механизмы распределения средств фонда высоких технологий, фонда технического обслуживания, эпидемиологического фонда и централизованных мероприятий;
- определяет объемы финансирования и планирование расходов организаций здравоохранения, работающих вне системы Единого плательщика;
- формирует и проводит государственную политику в области фармацевтической деятельности, лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения, организации контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
- внедряет и развивает государственно-частное партнерство в системе здравоохранения;
- участвует в разработке и реализации международных соглашений по курируемым вопросам, проводит работу по привлечению грантов и иностранных инвестиций в развитие системы здравоохранения, обеспечивает реализацию международных проектов и программ;
б) функции регулирования:
- разрабатывает и внедряет единую систему первичного медицинского учета и статистической отчетности организаций здравоохранения, независимо от форм собственности;
- осуществляет разработку и внедрение системы управления качеством, безопасностью медицинских и фармацевтических услуг;
- участвует в разработке стандартов аккредитации организаций здравоохранения;
- организует регистрацию медицинских и фармацевтических кадров, осуществляет мониторинг движения медицинских кадров в организациях здравоохранения;
- утверждает ежегодно план приема, согласовывает правила приема в образовательные медицинские организации;
- осуществляет лицензирование частной медицинской практики, а также изготовления и реализации лекарств, вакцин и сывороток, медикаментов и медицинской техники;
- осуществляет мониторинг цен и ценообразования на фармацевтическую продукцию в оптовой, розничной аптечной сети, организациях здравоохранения;
в) функции координации, контроля и надзора:
- контролирует деятельность организаций здравоохранения по исполнению национальных, государственных и целевых программ в области охраны и укрепления здоровья, программ государственных гарантий;
- осуществляет совместно с местными государственными администрациями и органами местного самоуправления общее руководство, координацию и контроль за деятельностью организаций здравоохранения независимо от форм собственности и принимает совместные меры по развитию отрасли;
- осуществляет межсекторальную координацию, а также взаимодействие с общественными организациями, гражданским сектором и средствами массовой информации по реализации национальных, государственных и целевых программ в области здравоохранения;
- координирует проведение мероприятий по санитарной охране территории республики от завоза и распространения карантинных и особо опасных заболеваний;
- координирует проведение эпидемиологического надзора и организацию противоэпидемических, профилактических мероприятий по своевременной локализации и ликвидации вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- координирует работу по обеспечению биологической безопасности лабораторий, работающих с патогенными микроорганизмами;
- координирует работу по обеспечению лекарственными средствами населения и организаций здравоохранения Кыргызской Республики и организации взаимодействия с отечественной фармацевтической промышленностью в области производства и обеспечения лекарственными средствами населения и организаций здравоохранения, формированию Перечня жизненно-важных лекарственных средств;
- обеспечивает контроль за рациональным использованием лекарственных средств, независимо от источника приобретения организациями здравоохранения;
- контролирует целевое использование средств фонда высоких технологий, фонда технического обслуживания, эпидемиологического фонда и централизованных мероприятий;
- проводит внутренний аудит финансовых, операционных процессов, в организациях здравоохранения, работающих вне системы Единого плательщика;
- осуществляет контроль за аттестацией специалистов, руководителей организаций здравоохранения и государственных служащих;
- определяет государственный заказ и координирует деятельность в области подготовки и переподготовки медицинских, фармацевтических кадров независимо от форм и собственности и ведомственной подчиненности;
- координирует вопросы до- и последипломного, дополнительного медицинского, фармацевтического образования и медицинской науки, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, вносит предложения для разработки единых государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ в медицинских образовательных организациях;
- координирует проведение научно-исследовательских работ в области здравоохранения, обеспечивает преемственность научной и практической деятельности в области здравоохранения;
- образует и участвует в работе координационных и иных комиссий, советов и штабов по здравоохранению;
г) функции оказания услуг:
- участвует в решении вопросов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, организует медико-санитарную помощь пострадавшим, осуществляет мобилизационную подготовку по медицинскому обеспечению населения в мирное и военное время;
- осуществляет мероприятия по укреплению здоровья населения, привлечению гражданского общества, средств массовой информации, общественных организаций для формирования здорового образа жизни и повышения ответственности граждан за свое здоровье и здоровье других людей;
д) функции поддержки:
- обеспечивает мероприятия по улучшению инфраструктуры и материально-технической базы организаций здравоохранения;
- представляет в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке интересы Правительства в судебных органах и других государственных органах при рассмотрении курируемых вопросов;
- организует учет поступления и использования финансовых средств, независимо от источника финансирования, гуманитарной помощи, грантов и кредитов, поступающих в сектор здравоохранения, и обеспечивает бухгалтерскую и финансовую отчетность по их использованию в системе здравоохранения;
- обеспечивает развитие и поддержку информационно-коммуникационных технологий системы здравоохранения;
- определяет потребность и осуществляет централизованные закупки на тендерной основе товаров, работ, услуг;
- представляет в пределах своей компетенции интересы Кыргызской Республики на международном уровне, устанавливает и развивает связи с органами здравоохранения других государств, международными организациями.
5. Права Министерства
7. Министерство имеет следующие права:
- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения по основным направлениям государственной политики в области деятельности Министерства;
- разрабатывать проекты нормативных правовых актов и вносить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам деятельности Министерства;
- разрабатывать и утверждать ведомственные акты ненормативного характера в области здравоохранения;
- представлять интересы Кыргызской Республики в международных переговорах, заключать международные, межправительственные и межведомственные договоры (соглашения) в области здравоохранения и подписывать от имени Кыргызской Республики двусторонние или многосторонние соглашения и договоры, а также соглашения и договоры с региональными и международными организациями в пределах полномочий, определяемых законодательством Кыргызской Республики;
- получать от министерств, административных ведомств, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, а также иных организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, информацию по вопросам охраны и укрепления здоровья, в том числе в области социально значимых и особо опасных инфекционных заболеваний;
- заслушивать отчеты о деятельности организаций здравоохранения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
- принимать в пределах своей компетенции в установленном порядке решения о создании и ликвидации государственных организаций здравоохранения, утверждать структуру и уставы (положения) государственных организаций здравоохранения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- разрабатывать типовые уставы (положения) организаций здравоохранения;
- делегировать в установленном порядке вопросы аттестации медицинских и фармацевтических работников профессиональным медицинским общественным организациям, ассоциациям (союзам);
- разрабатывать и осуществлять меры по реструктуризации и реорганизации предприятий, их банкротству и ликвидации, в рамках полномочий, предоставленных Правительством Кыргызской Республики;
- вносить в уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом предложения по приватизации зданий и помещений организаций здравоохранения, высвобождаемых в ходе реструктуризации и рационализации;
- создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности, положения и состав которых утверждаются министром;
- рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере здравоохранения;
- разрабатывать и утверждать систему поощрений для медицинских и фармацевтических работников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- осуществлять сотрудничество с уполномоченными органами в области здравоохранения других государств, международными организациями и обеспечивать выполнение соглашений в области охраны и укрепления здоровья;
- привлекать независимых экспертов;
- привлекать средства международных организаций и учреждений, гранты стран-доноров для осуществления государственной политики в сфере деятельности, отнесенной к компетенции Министерства;
- предоставлять платные услуги согласно законодательству Кыргызской Республики;
- поддерживать благотворительную и гуманитарную деятельность общественных организаций, ассоциаций, фондов, движений и физических лиц в области здравоохранения;
- организовывать и проводить международные конгрессы, совещания, семинары, конференции и конкурсы по вопросам здравоохранения;
- осуществлять издательскую деятельность;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики в области здравоохранения.
6. Организация работы Министерства
8. Министерство возглавляет министр здравоохранения Кыргызской Республики (далее - министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
9. В Министерстве учреждена высшая административная государственная должность статс-секретаря, а также должности заместителей министра.
10. Статс-секретарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Функции и полномочия статс-секретаря определяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
11. Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра, подчиняются непосредственно министру и организуют деятельность министерства в пределах, возложенных на них обязанностей.
12. Министр:
- руководит на основе единоначалия деятельностью министерства;
- является главным распорядителем средств республиканского бюджета здравоохранения;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач;
- информирует Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Премьер-министра Кыргызской Республики о состоянии здоровья граждан в Кыргызской Республике и вносит соответствующие предложения;
- представляет интересы Кыргызской Республики за рубежом, в международных организациях, ведет переговоры и заключает договоры в пределах своих полномочий;
- вносит в Правительство Кыргызской Республики предложения по приостановлению действия нормативных правовых актов, противоречащих законодательству Кыргызской Республики, в области здравоохранения;
- возлагает на статс-секретаря по согласованию с Государственной кадровой службой Кыргызской Республики функциональные обязанности по вопросам отраслевой политики Министерства;
- распределяет обязанности между заместителями министра;
- вносит предложения в Правительство Кыргызской Республики по кандидатурам на должности заместителей министра и персональному составу членов коллегии Министерства;
- дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности статс-секретаря;
- в установленном порядке вносит Премьер-министру Кыргызской Республики представление на назначение и освобождение от должности руководителей подведомственных подразделений;
- в установленном порядке назначает и освобождает от должности заместителей руководителей подведомственных подразделений;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных организаций здравоохранения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- согласовывает с местными государственными администрациями, либо соответствующими органами местного самоуправления назначение руководителей муниципальных организаций здравоохранения;
- утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата и подведомственных подразделений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- утверждает положения о структурных подразделениях Центрального аппарата, подведомственных подразделений Министерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- издает приказы, подлежащие обязательному исполнению работниками системы Министерства;
- дает поручения подведомственным Министерству подразделениям и контролирует их исполнение;
- распоряжается имуществом и средствами Министерства, заключает сделки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- назначает на должности государственных служащих Министерства по представлению статс-секретаря;
- решает по представлению статс-секретаря, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной службе, вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве;
- является по должности начальником гражданской защиты Министерства;
- присваивает в установленном порядке классные чины работникам Министерства;
- представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий и к установлению пенсий за особые заслуги перед Кыргызской Республикой особо отличившихся работников системы Министерства;
- решает вопросы о премировании работников центрального аппарата Министерства и устанавливает персональные надбавки к их должностным окладам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на руководителей государственных, муниципальных организаций здравоохранения, руководителей организаций высшего и среднего профессионального медицинского образования, а также организаций, непосредственно подчиненных Министерству;
- осуществляет другие полномочия и имеет другие права, предоставленные ему законодательством Кыргызской Республики.
13. Для совместного обсуждения программных документов по охране здоровья, наиболее важных вопросов реформы здравоохранения, медицинского образования, науки, а также отчетов должностных лиц системы здравоохранения образуется коллегия.
14. В Министерстве образуется коллегия из девяти человек в составе: министра (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей министра, входящих в нее по должности, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, а также других руководящих работников системы здравоохранения.
Персональный состав членов коллегии (кроме тех, которые входят в состав коллегии по должности) утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению министра.
15. Положение о коллегии и регламент ее работы утверждаются министром.
16. При Министерстве создается Общественный наблюдательный совет, являющийся консультативно-наблюдательным органом, образованным в целях согласованного взаимодействия Министерства и гражданского общества.
Решение Общественного наблюдательного совета носит рекомендательный характер.
17. В Министерстве действует комиссия по этике государственных служащих, а также кадровая комиссия.
18. Для определения приоритетных направлений медицинской науки и проведения экспертной оценки проектов научно-исследовательских работ в Министерстве создается Научный совет из числа ведущих ученых системы здравоохранения. Научный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым министром.
7. Заключительные положения
18. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.