Ответ Департамента лекарственных средств на мнение экспертов о снижении цен на лекарства

Меры, направленные на регулирование цен определенных категорий лекарственных средств, преследуют главную цель – улучшить доступность лекарств для всех слоев населения страны.

Для решения указанных задач в Кыргызской Республике утвержден механизм ценорегулирования, основанный на внешнем реферировании или сравнении цен с различными странами и сравнении цен поставок. Данный механизм ценорегулирования, утвержденный Постановлением Правительства КР от 28.07.21 №91, является пилотным и предполагает апробировать на двух категориях препаратов: применяемых для лечения COVID–19 и возмещаемых по Доппрограмме обязательного медицинского страхования и Программе государственных гарантий, с дальнейшим распространением на весь ПЖВЛС.

При этом еще раз необходимо отметить, что не существует уникальной модели ценорегулирования, подходящей для всех стран, так как на регулирование цен влияют очень много факторов как: численность населения, импортозависимость, наличие заводов по производству лекарств и т.д.

Однако, к сожалению, вокруг внедрения регулирования цен на лекарственные средства и вокруг проводимых фармацевтическими компаниями мероприятий по снижению цен в последнее время со стороны независимых экспертов возникают недопонимания и неверное толкование проводимых государством мероприятий по реализации законодательства КР в области регулирования обращения лекарственных средств.

Так, эксперт по доказательной медицине Зурдинова А.А. считает, что уменьшение стоимости лекарств нельзя назвать ценорегулированием, и что регулирование цен необходимо начать с доппакета.  Данные заявления еще раз доказывают, что эксперт не владеет реальной ситуацией в сфере обращения лекарственных средств и недостаточно знакома политикой, проводимой государством в области регулирования цен.

Как неоднократно отмечалось, добровольное снижение цен, проведенное фармацевтическими компаниями на ряд лекарственных средств и регулирование цен, которое проводится в установленном постановлением Кабинета Министров КР не имеют отношения друг к другу.

Законодательно установленный механизм регулирования цен как раз-таки распространяется на перечень лекарственных средств с доказательной базой, т.е. это лекарственные средства из Национального перечня жизненно важных лекарственных средств. А в рамках инициативы фармацевтических компаний, направленных на обеспечение ценовой доступности для населения ЛС, произошло снижение цен на различные категории лекарственных средств, многие из которых действительно не входят в ПЖВЛС. Для удобства фиксации факта действительного снижения цен был выбран примерный список из 500 наименований ЛС, по которому производился мониторинг снижения цен. Считаем, что критика свершившегося факта снижения цен на ряд ЛС на фоне тотального роста цен на другие товары и услуги, неуместна.

В связи с чем, считаем очень важным объединение усилий по успешной реализации политики ценорегулирования ЛС со всеми заинтересованными сторонами, в том числе экспертами по доказательной медицине, которые подвергают необоснованной критике усилия по ценорегулированию. Также считаем, что каждая из заинтересованных сторон, прежде всего должны сделать свой профессиональный вклад в становление устойчивой модели ценорегулирования ЛС в Кыргызской Республике. Ведь прежде всего, обеспечение доступа населения к лекарственным средствам, по экономически доступным ценам, является одной из главных целей государства как нашей страны, так и любой страны мира.


Печать