Нужна ли нам профилактика заболеваний? Споры и мнения вокруг проекта Закона кабинета министров «Об общественном здравоохранении»

16 June 2023 / Просмотров: 1289

          Кабинет министров 27 апреля 2023 года внес в Жогорку Кенеш проект Закона «Об общественном здравоохранении», который вызвал горячую дискуссию и обсуждение, как в стенах парламента, так и в обществе. Будем разбираться вместе с экспертами и руководителями организаций здравоохранения. Сегодня своим мнением поделилась  Назгуль Ташпаева – эксперт по социальной политике. 

          О чем законопроект и почему столько споров? 

Хотелось бы напомнить, что 8 февраля 2021 года Президентом страны была поставлена задача по реформированию службы общественного здравоохранения в Указе о неотложных мерах по развитию сферы здравоохранения и улучшению качества жизни и здоровья населения. Были подняты вопросы внедрения современных цифровых технологий и создания системы эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, приводящими к инвалидизации и преждевременной смертности граждан, а также единой национальной системы оценки и управления рисками для здоровья с учетом трансграничной и интеграционной политики страны. 

Двадцать два закона регулируют вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, их диагностики, лечения, управления и финансирования системы здравоохранения. Пять из них затрагивают вопросы общественного здравоохранения, защиты населения от туберкулеза, ВИЧ, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, профилактики  йододефицитныхзаболеваний. 

Однако действующие Законы не позволяют выполнять задачи, поставленные в Указе Президента о неотложных мерах в сфере здравоохранения.  В рамках начатой в 2021 году инвентаризации законодательства согласно соответствующему Указу Президента  межведомственной экспертной группой  было поручено устранить выявленные несоответствия, оптимизировать и совершенствовать  законодательную  базу по вопросам общественного здравоохранения. Таким образом, действующие и актуальные нормы из пяти вышеуказанных законов были доработаны с учетом текущих вызовов, извлеченных уроков эпидемии COVID19 в стране, современных подходов и оптимальных мер государственной политики, имеющих отношение к факторам риска или заболеванию, и легли в основу новой редакции проекта закона об общественном здравоохранении. 

Законопроект «Об общественном здравоохранении» в первую очередь - об укреплении здоровья, во-вторых - о профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в-третьих - о мерах санитарно-эпидемиологического благополучия, включая в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, услугах службы общественного здравоохранения. А это и есть основные функции общественного здравоохранения. Поэтому слова «профилактика», «профилактические», «общественное здравоохранение», «укрепление здоровья», «здоровье» используются 416 раз, наряду с другими важными мерами профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, такими как ранняя диагностика и скрининговые исследования, динамическое наблюдение на амбулаторном уровне за пациентами с хроническими заболеваниями, регулярные обязательные профилактические медицинские осмотры детей и целевых групп взрослого населения. 

Проекта Закона об общественном здравоохранении распространяет свое действие как на граждан Кыргызской Республики, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.

В законопроекте формируется законодательная основа для профилактики детей и молодежи в системе образования, инфекционного контроля, обязательного медицинского обследования и прививок для профилактики вирусных гепатитов, передающихся через кровь, профилактического лечения, профилактической вакцинации, скрининговых обследований для предупреждения онкологических заболеваний. Профилактика сахарного диабета также имеет эффективные и осуществимые на практике меры. Это и ранняя диагностика, скрининговые исследования, обязательные профилактические медицинские осмотры, динамическое наблюдение за детьми и лицами из групп риска.  Отдельные статьи в законопроекте посвящены профилактике неинфекционных заболеваний и включают конкретные механизмы реализации. 

Важно отметить, что законопроект прогрессивный, выстраивает целостность системы службы общественного здравоохранения, делает ее подотчетной перед населением и кабинетом министров, снижает коррупционные риски. Введены нормы, определяющие меры общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения. 

          Споры об общественном здравоохранении идут давно. При этом действующий закон «Об общественном здравоохранении» был принят еще в 2009 году. Но по привычке понимание роли и задачах общественного здравоохранения в Кыргызстане, в большей степени, связано с санитарно-эпидемиологическим надзором и контролем, инфекционными заболеваниями. Передача надзорных функций в госинспекцию и их возврат в санэпид службу внесли много путаницы и пробелов в функциях общественного здравоохранения, а также ее подотчетности, что и создало коррупционные возможности. Меры реагирования службы общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения  не отрегулированы действующим законом об общественном здравоохранении, что трагически повлияло на судьбы и жизни людей во время пандемии. 

Сама служба общественного здравоохранения до сих пор сопротивляется реформированию, усилению и укреплению ее основных функций. Сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические заболевания органов дыхания, психические расстройства не являются приоритетом для укрепления здоровья и мер профилактики. 

 Действующий закон об общественном здравоохранении 2009 года - сырой и декларативный, не имеет механизмов реализации, лишь в одной статье поднимаются  вопросы профилактики неинфекционных заболеваний и травм через проведение анализа и разработки государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, несчастных случаев и травм. А где же сами меры профилактики в действующем Законе? Их нет. 

При этом на разных этапах развития страны, системы здравоохранения, роста заболеваемости и смертности от тех или иных болезней  стали  разрабатываться законы по отдельным заболеваниям. К примеру, в 1998 году был принят  закон «О защите населения от туберкулеза», в 1999 году – о психиатрической помощи. Есть законы о профилактике йододефицитных заболеваний, о сахарном диабете,  о ВИЧ/СПИДе в КР,  об онкологической помощи населению, об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Многие законы устарели. Особенно наглядно видно в законе «О защите населения от туберкулеза», где профилактика туберкулеза основана только на противотуберкулезной вакцинации новорожденных (БЦЖ) и туберкулинодиагностике (проба Манту). В то время как в Кыргызстане уже активно внедряются и другие подходы. Такие меры профилактики туберкулеза как медицинское обследование и профилактическое лечение лиц, имевших контакт с заболевшим туберкулезом, должны быть предусмотрены на законодательном уровне в рамках государственных гарантий. Что и было сделано в законопроекте Кабинета министров.  

Другой спор, совершенно не связанный с законопроектом, но очень горячий и связан с вопросами финансирования из глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией. Сегодня в парламенте идут споры  некоторых депутатов и представителей отдельных НПО в борьбе за ресурсы глобального фонда, выделяемых стране на борьбу с туберкулезом и ВИЧ. Каждые 3 года Кыргызская Республика направляет концептуальную заявку в глобальный фонд в размере от 27 до 30 млн. долларов США, начиная с 2004 года. Эту заявку должны одобрять на заседании координационного совета по общественному здравоохранению при Кабинете Министров Кыргызской Республики. Однако этого не произошло. Вопросы прозрачности и эффективности использования средств глобального фонда очень важны на данном этапе, когда заболеваемость ВИЧ и туберкулезом растут в Кыргызстане.  Необходимо ориентировать, как и бюджетные средства, так и финансы грантов глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией на  снижение показателей заболеваемости  и  смертности от туберкулеза, ВИЧ/СПИД в стране. 

Перед системой общественного здравоохранения стоит множество вызовов, включая глобальный климатический кризис.  Он оказывает негативное влияние на здоровье населения и на услуги общественного здравоохранения. Уже сейчас нужны неотложные и эффективные шаги для усиления мер профилактики заболеваний. Кризисы в области здравоохранения постоянно нарастают, система не выдерживает высокую нагрузку роста заболеваемости в условиях бедности населения. Поэтому служба общественного здравоохранения должна работать уже в другой парадигме. Принятие законопроекта об общественном здравоохранении в новой редакции, инициированном Кабинетом министров, должно стать первым шагом на пути больших и важных системных изменений по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в стране. 

 

Прикрепленные файлы:

Другие Новости

16 May 2024
В Бишкеке подвели итоги Европейской недели иммунизации

15 мая в Бишкеке состоялась встреча по обсуждению итогов проведенной Европейской недели иммунизации 2024 года. В этом году неделя иммунизации была организована под лозунгом «Защита поколений», с целью поддержания высокого уровня охвата плановой вакцинации в любом возрасте. 

В мероприятии приняли участие представители МЗ КР, организации здравоохранения города Бишкек и представители средств массовой информации. 

Благодаря проводимой в Кыргызской Республике плановой иммунизации населения вакциноуправляемые инфекции дифтерия, столбняк, туберкулезный менингит у новорожденных, вирусный гепатит «В» до 19 лет не регистрируется, с 1993 года страна имеет статус свободной от полиомиелита.

Входе мероприятия директор Республиканского центра иммунопрофилактики рассказала значимость недели иммунизации для населения и данные по охвату вакцинацией. Так, за неделю дополнительную иммунизацию прошли 54 362 человека согласно календарю профилактических прививок КР. Вакцинация проводилась в стационарных пунктах и с помощью мобильных бригад. Также Гульбара Ишенапысова отметила, вклад медицинских работников по информированию населения, где основной целью в увеличении охвата вакцинацией, является распространения информации о том, что каждый ребенок нуждается в защите от болезней, предупреждаемых с помощью вакцин, и имеет право на такую защиту. 

Кроме того, был презентован «Карманный справочник по вопросам иммунопрофилактики» предназначенный для медицинских работников всех уровней организаций здравоохранения, который был разработан и напечатан при поддержке Странового офиса ВОЗ в Кыргызстане.

15 May 2024
В селе Тамчы открылся Пункт экстренной медицинской помощи 

15 мая 2024 года в селе Тамчы, Иссык-Кульского района, Иссык-Кульской области состоялась официальная церемония открытия Пункта экстренной медицинской помощи.

Мероприятие прошло с участием министра здравоохранения КР Алымкадыра Бейшеналиева, основателя Кувейтского фонда "Ас-Сафа", шейх Мухаммад Абдурахман Альшая, начальника Управления медицинской помощи и лекарственной политики Нургуль Ибраевой, а также руководства и коллектива Центра общеврачебной практики Иссык-Кульского района.                                                Строительство Пункта экстренной медицинской помощи было полностью профинансировано Общественным благотворительным фондом «Центр Ас-Сафа» на общую сумму 38,5 млн сомов. 

В 2-х этажном здании пункта экстренной медицинской помощи в селе Тамчы общей площадью 476 м2 имеются палаты дневного стационара, операционная, реанимационная, процедурная, стерилизационная и др. кабинеты.  Имеется передвижной рентген аппарат, УЗИ и др. необходимые медоборудования. А также для удобства работы персонала и пациентов установлен лифт.                                                                            В своем выступлении Алымкадыр Бейшеналиев отметил, что открытие пункта экстренной медицинской помощи в с. Тамчы крайне важно, поскольку Иссык-Куль посещают много туристов, которые могут столкнуться с различными медицинскими чрезвычайными ситуациями, включая травмы, острые заболевания и другие неотложные состояния. Наличие такого пункта позволит обеспечить быструю и эффективную медицинскую помощь населению и гостям, а также будет способствовать их безопасности и здоровью. Министр поблагодарил основателя Кувейтского фонда "Ас-Сафа", шейх Мухаммад Абдурахман Альшая за вклад в развитие системы здравоохранения, повышение доступности и качества оказания медицинских услуг. 

Одним из основных направлений благотворительной деятельности ОО «Центр Ас-Сафа» является сектор здравоохранения. С 2015 года объединением были построены и сданы в эксплуатацию около 70 ФАПов, построены отделение детской онкологии, ЛОР, гематологии, консультативное отделение Национального центра охраны материнства и детства, в регионах построены 4 родильных дома. В настоящее время идет строительство гемодиализного центра в НЦОМиД, накануне открылось отделение патологии новорожденных ЦОВП Токмок.

 

15 May 2024
Центру общеврачебной практики Иссык-Кульского района передана машина скорой помощи 

Сегодня, 15 мая 2024 года в селе Тамчы, Иссык-Кульского района, Иссык-Кульской области в ходе  церемонии открытия Пункта экстренной медицинской помощи, министр здравоохранения КР Алымкадыр Бейшеналиев вручил ключи от машины скорой медицинской помощи.     

          Министр в ходе выступления отметил, что Президент КР Садыр Нуркожоевич Жапаров передал системе здравоохранения КР семь машин скорой медицинской помощи, одна из которых передана Пункту экстренной медицинской помощи села Тамчы.             

            "Сегодня мы передаем ключи от машины скорой медицинской помощи Пункту экстренной медицинской помощи села Тамчы. Это значительный шаг в улучшении доступности экстренной медицинской помощи для жителей Иссык-Кульского района, и мы выражаем благодарность Президенту КР Садыру Жапарову за его всестороннюю поддержку сектора здравоохранения" - сказал Алымкадыр Бейшеналиев, министр здравоохранения КР.