Нужна ли нам профилактика заболеваний? Споры и мнения вокруг проекта Закона кабинета министров «Об общественном здравоохранении»

16.06.2023 / Просмотров: 1287

          Кабинет министров 27 апреля 2023 года внес в Жогорку Кенеш проект Закона «Об общественном здравоохранении», который вызвал горячую дискуссию и обсуждение, как в стенах парламента, так и в обществе. Будем разбираться вместе с экспертами и руководителями организаций здравоохранения. Сегодня своим мнением поделилась  Назгуль Ташпаева – эксперт по социальной политике. 

          О чем законопроект и почему столько споров? 

Хотелось бы напомнить, что 8 февраля 2021 года Президентом страны была поставлена задача по реформированию службы общественного здравоохранения в Указе о неотложных мерах по развитию сферы здравоохранения и улучшению качества жизни и здоровья населения. Были подняты вопросы внедрения современных цифровых технологий и создания системы эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, приводящими к инвалидизации и преждевременной смертности граждан, а также единой национальной системы оценки и управления рисками для здоровья с учетом трансграничной и интеграционной политики страны. 

Двадцать два закона регулируют вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, их диагностики, лечения, управления и финансирования системы здравоохранения. Пять из них затрагивают вопросы общественного здравоохранения, защиты населения от туберкулеза, ВИЧ, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, профилактики  йододефицитныхзаболеваний. 

Однако действующие Законы не позволяют выполнять задачи, поставленные в Указе Президента о неотложных мерах в сфере здравоохранения.  В рамках начатой в 2021 году инвентаризации законодательства согласно соответствующему Указу Президента  межведомственной экспертной группой  было поручено устранить выявленные несоответствия, оптимизировать и совершенствовать  законодательную  базу по вопросам общественного здравоохранения. Таким образом, действующие и актуальные нормы из пяти вышеуказанных законов были доработаны с учетом текущих вызовов, извлеченных уроков эпидемии COVID19 в стране, современных подходов и оптимальных мер государственной политики, имеющих отношение к факторам риска или заболеванию, и легли в основу новой редакции проекта закона об общественном здравоохранении. 

Законопроект «Об общественном здравоохранении» в первую очередь - об укреплении здоровья, во-вторых - о профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, в-третьих - о мерах санитарно-эпидемиологического благополучия, включая в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, услугах службы общественного здравоохранения. А это и есть основные функции общественного здравоохранения. Поэтому слова «профилактика», «профилактические», «общественное здравоохранение», «укрепление здоровья», «здоровье» используются 416 раз, наряду с другими важными мерами профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, такими как ранняя диагностика и скрининговые исследования, динамическое наблюдение на амбулаторном уровне за пациентами с хроническими заболеваниями, регулярные обязательные профилактические медицинские осмотры детей и целевых групп взрослого населения. 

Проекта Закона об общественном здравоохранении распространяет свое действие как на граждан Кыргызской Республики, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.

В законопроекте формируется законодательная основа для профилактики детей и молодежи в системе образования, инфекционного контроля, обязательного медицинского обследования и прививок для профилактики вирусных гепатитов, передающихся через кровь, профилактического лечения, профилактической вакцинации, скрининговых обследований для предупреждения онкологических заболеваний. Профилактика сахарного диабета также имеет эффективные и осуществимые на практике меры. Это и ранняя диагностика, скрининговые исследования, обязательные профилактические медицинские осмотры, динамическое наблюдение за детьми и лицами из групп риска.  Отдельные статьи в законопроекте посвящены профилактике неинфекционных заболеваний и включают конкретные механизмы реализации. 

Важно отметить, что законопроект прогрессивный, выстраивает целостность системы службы общественного здравоохранения, делает ее подотчетной перед населением и кабинетом министров, снижает коррупционные риски. Введены нормы, определяющие меры общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения. 

          Споры об общественном здравоохранении идут давно. При этом действующий закон «Об общественном здравоохранении» был принят еще в 2009 году. Но по привычке понимание роли и задачах общественного здравоохранения в Кыргызстане, в большей степени, связано с санитарно-эпидемиологическим надзором и контролем, инфекционными заболеваниями. Передача надзорных функций в госинспекцию и их возврат в санэпид службу внесли много путаницы и пробелов в функциях общественного здравоохранения, а также ее подотчетности, что и создало коррупционные возможности. Меры реагирования службы общественного здравоохранения в условиях чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения  не отрегулированы действующим законом об общественном здравоохранении, что трагически повлияло на судьбы и жизни людей во время пандемии. 

Сама служба общественного здравоохранения до сих пор сопротивляется реформированию, усилению и укреплению ее основных функций. Сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические заболевания органов дыхания, психические расстройства не являются приоритетом для укрепления здоровья и мер профилактики. 

 Действующий закон об общественном здравоохранении 2009 года - сырой и декларативный, не имеет механизмов реализации, лишь в одной статье поднимаются  вопросы профилактики неинфекционных заболеваний и травм через проведение анализа и разработки государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, несчастных случаев и травм. А где же сами меры профилактики в действующем Законе? Их нет. 

При этом на разных этапах развития страны, системы здравоохранения, роста заболеваемости и смертности от тех или иных болезней  стали  разрабатываться законы по отдельным заболеваниям. К примеру, в 1998 году был принят  закон «О защите населения от туберкулеза», в 1999 году – о психиатрической помощи. Есть законы о профилактике йододефицитных заболеваний, о сахарном диабете,  о ВИЧ/СПИДе в КР,  об онкологической помощи населению, об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Многие законы устарели. Особенно наглядно видно в законе «О защите населения от туберкулеза», где профилактика туберкулеза основана только на противотуберкулезной вакцинации новорожденных (БЦЖ) и туберкулинодиагностике (проба Манту). В то время как в Кыргызстане уже активно внедряются и другие подходы. Такие меры профилактики туберкулеза как медицинское обследование и профилактическое лечение лиц, имевших контакт с заболевшим туберкулезом, должны быть предусмотрены на законодательном уровне в рамках государственных гарантий. Что и было сделано в законопроекте Кабинета министров.  

Другой спор, совершенно не связанный с законопроектом, но очень горячий и связан с вопросами финансирования из глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией. Сегодня в парламенте идут споры  некоторых депутатов и представителей отдельных НПО в борьбе за ресурсы глобального фонда, выделяемых стране на борьбу с туберкулезом и ВИЧ. Каждые 3 года Кыргызская Республика направляет концептуальную заявку в глобальный фонд в размере от 27 до 30 млн. долларов США, начиная с 2004 года. Эту заявку должны одобрять на заседании координационного совета по общественному здравоохранению при Кабинете Министров Кыргызской Республики. Однако этого не произошло. Вопросы прозрачности и эффективности использования средств глобального фонда очень важны на данном этапе, когда заболеваемость ВИЧ и туберкулезом растут в Кыргызстане.  Необходимо ориентировать, как и бюджетные средства, так и финансы грантов глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией на  снижение показателей заболеваемости  и  смертности от туберкулеза, ВИЧ/СПИД в стране. 

Перед системой общественного здравоохранения стоит множество вызовов, включая глобальный климатический кризис.  Он оказывает негативное влияние на здоровье населения и на услуги общественного здравоохранения. Уже сейчас нужны неотложные и эффективные шаги для усиления мер профилактики заболеваний. Кризисы в области здравоохранения постоянно нарастают, система не выдерживает высокую нагрузку роста заболеваемости в условиях бедности населения. Поэтому служба общественного здравоохранения должна работать уже в другой парадигме. Принятие законопроекта об общественном здравоохранении в новой редакции, инициированном Кабинетом министров, должно стать первым шагом на пути больших и важных системных изменений по профилактике заболеваний и укреплению здоровья в стране. 

 

Прикрепленные файлы:

Другие Новости

16.05.2024
Бишкекте Европалык иммунизация жумалыгынын жыйынтыгы чыгарылды

15-майда Бишкекте 2024-жылдагы Европалык эмдөө жумалыгынын жыйынтыгын талкуулаган жыйын өттү. Быйыл эмдөө жумалыгы «Муундарды коргойбуз» деген ураан астында бардык курактагы адамдарды пландуу эмдөө менен камтуунун жогорку деңгээлин сактоо максатында уюштурулду.

Иш-чарага КР Саламаттык сактоо министрлигинин, Бишкек шаарынын саламаттыкты сактоо уюмдарынын өкүлдөрү жана массалык маалымат каражаттарынын өкүлдөрү катышты.

Кыргыз Республикасында калкты пландуу эмдөөнүн аркасында 19 жашка чейинки курактагылар арасында кептөөр, селейме, кургак учук менингити, В вирустук гепатити катталган эмес; 1993-жылдан бери полиомиелиттен эркин өлкө статусу бар.

Иш-чаранын жүрүшүндө Республикалык иммунопрофилактика борборунун директору эмдөө жумалыгынын калк үчүн мааниси жана эмдөө менен камтуу боюнча маалыматтарга токтолду. Алсак, бир жума ичинде Кыргыз Республикасынын профилактикалык эмдөө календары боюнча 54 362 адам кошумча эмдөө алды. Эмдөө стационардык пункттарда жана мобилдик бригадалардын жардамы менен жүргүзүлдү. Гүлбара Ишенапысова ошондой эле калкты маалымдоодо медицина кызматкерлеринин салымын белгиледи, мында эмдөө менен камтууну жогорулатуудагы негизги максат ар бир бала вакцина менен алдын ала турган оорулардан коргоого муктаж жана мындай коргоого укугу бар деген маалыматты жайылтуу болуп саналат.

Мындан тышкары, ДССУнун Кыргызстандагы өкүлчүлүгүнүн колдоосу менен иштелип жана басылып чыккан бардык денгээлдеги саламаттыкты сактоо уюмдарынын медицина кызматкерлери үчүн арналган “Иммунопрофилактика боюнча чөнтөк колдонмо” көрсөтүлдү.

15.05.2024
Ысык-Көл облусунун жалпы дарыгерлик практика борборуна тез жардам унаасы тапшырылды

Бүгүн, 2024-жылдын 15-майында, Ысык-Көл облусунун Ысык-Көл районундагы Тамчы айылында тез жардам пунктунун ачылыш аземинде Кыргыз Республикасынын Саламаттык сактоо министри Алымкадыр Бейшеналиев тез жардам унаасынын ачкычын тапшырды.

           Министр өз сөзүндө, Кыргыз Республикасынын Президенти Садыр Нуркожоевич Жапаров тарабынан Кыргыз Республикасынын саламаттык сактоо тармагына жети тез жардам унаасы өткөрүлүп берилгендигин, анын бири Тамчы айылындагы Тез жардам көрсөтүү пунктуна өткөрүлүп берилгендигин белгиледи.

             «Бүгүн биз Тамчы айылдык тез жардам борборуна тез жардам унаасынын ачкычын тапшырып жатабыз. Бул Ысык-Көл облусунун тургундарына тез жардам көрсөтүүнүн жеткиликтүүлүгүн жакшыртуудагы олуттуу кадам болуп саналат. Кыргыз Республикасынын саламаттыкты сактоо тармагына ар тараптуу колдоо көрсөткөндүгү үчүн Президент Садыр Жапаровго ыраазычылык билдиребиз», - деди Кыргыз Республикасынын Саламаттык сактоо министри Алымкадыр Бейшеналиев.

15.05.2024
Тамчы айылында Тез жардам пункту ачылды

2024-жылдын 15-майында Ысык-Көл облусунун Ысык-Көл районундагы Тамчы айылында тез медициналык жардам көрсөтүү пунктунун расмий ачылыш аземи болуп өттү.

Иш-чара КР Саламаттык сактоо министри Алымкадыр Бейшеналиев, Кувейт Ас-Сафа фондунун негиздөөчүсү, шейх Мухаммад Абдурахман Алшая, Саламаттык сактоо министрлигинин Медициналык жардам жана дары саясаты бөлүмүнүн башчысы Нургүл Ибраеванын, ошондой эле Ысык-Көл областынын Жалпы дарыгерлик практика борборунун жетекчилиги жана кызматкерлеринин катышуусунда өттү. Тез медициналык жардам пунктунун курулушу толугу менен «Ас-Сафа Борбору» коомдук кайрымдуулук фонду тарабынан каржыланып, жалпы суммасы 38,5 млн сомду түздү.

Тамчы айылындагы 2 кабаттуу Тез медициналык жардам пунктунун имаратында жалпы аянты 476 м2 болгон күндүзгү стационар, операция, реанимация, дарылоо, стерилизация бөлмөлөрү жана башкалар камтылган. Көчмө рентген аппараты, УЗИ жана башка керектүү медициналык жабдуулар бар. Ошондой эле кызматкерлердин жана бейтаптардын ыңгайлуулугу үчүн лифт орнотулган. Алымкадыр Бейшеналиев өз сөзүндө Тамчы айылында тез медициналык жардам пункту ачылып жатканы өтө маанилүү экенин белгиледи. Анткени Ысык-Көлгө келген көптөгөн туристтер ар кандай медициналык өзгөчө кырдаалдарга, анын ичинде травма, курч кармаган оору жана башка медициналык өзгөчө кырдаалдарга дуушар болушу мүмкүн. Мындай пункттун болушу калкка жана конокторго тез жана натыйжалуу медициналык жардам көрсөтүү менен бирге алардын коопсуздугуна жана ден соолугуна да салым кошот. Министр Кувейт «Ас-Сафа» Фондунун негиздөөчүсү шейх Мухаммад Абдурахман Альшаяга саламаттыкты сактоо системасын өнүктүрүүгө, медициналык кызматтардын жеткиликтүүлүгүн жана сапатын жогорулатууга кошкон салымы үчүн ыраазычылык билдирди.

«Ас-Сафа Борбору» коомдук бирикмесинин кайрымдуулук ишмердүүлүгүнүн негизги багыттарынын бири – саламаттык сактоо тармагы. 2015-жылдан бери бирикме тарабынан 70ке жакын фельдшердик-акушердик пункт, балдар онкологиясы, лор, гематология бөлүмдөрү, Эне жана баланы коргоо улуттук борборунун консультациялык бөлүмү, аймактарда 4 төрөт үйү курулуп, пайдаланууга берилген. Учурда Эне жана баланы коргоо улуттук борборунда гемодиализ борборунун курулушу жүрүп жатат, ал эми бир күн мурун Токмок шаардык жалпы дарыгердик практика борборунун патология менен төрөлгөн балдар үчүн бөлүм ачылды.